Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»

Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»
(СОП). А. Н. Орел. Стандартизированный тест-опросник, предназначен для измерения готовности (склонности) подростков к реализации разл. форм отклоняющегося поведения. Методологическая основа - подход, при к-ром в девиантном поведении выделяют след. аспекты: социальный, психологический, психиатрический, этнокультурный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический. Психол. подход рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Опросник СОП представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психол. содержания комплекса, связанных между собой форм девиантного поведения, т. е. социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности респондента давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. Методика учитывает мужские и женские варианты ответов. Опросник состоит из 97 суждений, к-рые группируются по след. шкалам: 1) Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала). Предназначена для измерения готовности респондента представлять себя в наиболее благоприятном свете с т. зр. социальной желательности; 2) Шкала склонности к преодолению норм и правил. Измеряет предрасположенность респондента к преодолению каких-либо норм и правил, склонность к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения; 3) Шкала склонности к аддиктивному поведению. Измеряет готовность респондента реализовать аддиктивное поведение; 4) Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. Измеряет готовность респондента реализовать разл. формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения, очевидно, частично пересекается с психол. свойствами, измеряемыми шкалой 3; 5) Шкала склонности к агрессии и насилию. Измеряет готовность респондента к реализации агрессивных тенденций в поведении; 6) Шкала волевого контроля эмоциональных реакций. Измеряет склонность респондента контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. (Эта шкала имеет обратный характер); 7) Шкала склонности к деликвентному поведению. Название шкалы носит условный характер, т. к. она сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами. Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкала выявляет «деликвентный потенциал», к-рый лишь при опр. обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Необходимо также учитывать, что содержание и структура деликвентного поведения у юношей и девушек существенно отличаются и, соответственно, различаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского и мужского видов методики. Лит.: Орел А. Н. Определение склонности к отклоняющемуся поведению // Социальная психология девиантного поведения. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Ю. А. Клейберга. М., 2004. Ф. С. Сафуанов

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»